Обязательная маркировка товаров: что такое, зачем нужна
Предпринимателям, сфера деятельности которых связана с реализацией потребительских товаров, нужно быть готовыми к тому, что в 2024 году основная часть из них должна будет иметь обязательную маркировку. Следовательно, владельцам бизнеса придется приобретать специальное оборудование и пробивать товары по-новому. Разберемся более подробно, что собой представляет такая маркировка и для чего она нужна.
Каждый товар оснащается кодом, позволяющим выявить место и время производства, страну-импортера и этап реализации. Например, если компания занимается изготовлением обуви, после внедрения обязательной маркировки товаров она обязана приобрести код и наклеить специальную марку на каждую упаковку. Продукция, лишенная кода, считается контрафактной, а ее оборот – незаконным. Каждое предприятие, которое будет реализовывать обувь, считывает марку сканером, после чего данные о товаре направляются в систему.
Схема предполагает прохождение нескольких этапов:
- Производитель продукта помещает марку с кодом на каждую товарную единицу.
- Оптовая компания при приобретении считывает код, подтверждая получение товара.
- Розничные торговые точки при получении продукции также считывают данные сканером, после чего информация в системе актуализируется.
- После покупки товара потребителем код пробивается через онлайн-кассу, а данные о нем снимаются с учета.
Получается, что такая маркировка дает возможность отслеживания каждой единицы товара. Станет возможным узнать, где он был произведен, находится ли он у оптовика или в розничном магазине.
Процедура подключения к системе различаются для дистрибьюторов и производителей. Представителям розничных сетей следует пройти регистрацию в системе «Честный знак», воспользовавшись усиленной квалифицированной электронной подписью. Далее – приобрести сканер штрихкодов, предназначенный для считывания Data Matrix. При каждой поставке товара коды сканируются. Дополнительно придется обновить онлайн-кассу, чтобы она смогла добавлять в чек информацию по маркировке.
Для производителей порядок действий несколько отличается. Сначала проводится регистрация в системе, затем – приобретаются коды на все товары и специальное оборудование для маркировки. Это принтер для печати наклеек, а также сканер штрихкода. После этого в производственный процесс добавляется этап обязательного нанесения маркировки.
Внедрение системы для бизнеса связано с затратами, поэтому предпринимателей интересует, можно ли отказаться от нее, не наносить маркировку. Отметим, что это будет прямым нарушением законодательства, к недобросовестным компаниям применяются штрафные санкции. И суммы штрафов немаленькие, например, за производство товаров без наклейки на организацию накладывается штраф от 50 до 100 тысяч рублей, на ИП – от 5 до 10 тысяч.
1